Аддиктивное состояние, или зависимость, — сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, в основе которых лежит потребность человека в том или ином психоактивном веществе — например, никотине, при отсутствии которого человек испытывает психический и физический дискомфорт. Об особенностях терапии зависимостей, а также о роли концепции снижения вреда в данном процессе рассказал д.м.н., профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Юрий Сиволап.
Фото: ru.123rf.com
Зависимость — это серьезное заболевание, самостоятельное преодоление которого в большинстве случаев крайне затруднительно, заявил Юрий Сиволап.
Это сложное и распространенное явление, терапией которого занимаются врачи разных специальностей — от наркологов и психиатров до специалистов узкого профиля — аддиктологов. В международной классификации болезней МКБ-10 раздел, отвечающий за аддиктивные расстройства, представлен рубрикой F1 — «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ», где, например, F10 обозначает алкогольную зависимость, F17 — никотиновую зависимость, а F19 — зависимость от нескольких веществ одновременно.
«В наши дни ученые активно изучают природу аддикции, — рассказал психиатр. — Исследования показывают, что у разных людей зависимость может развиваться и проявляться по-разному. Так, согласно дофаминовой гипотезе, никотин и другие вещества, вызывающие привыкание, стимулируют центр вознаграждения в головном мозге, высвобождая дофамин — гормон удовольствия. Однако у каждого человека скорость синтеза, распада и продолжительность действия дофамина в организме неодинаковы. Именно этим можно объяснить, почему некоторые люди более склонны к курению и другим зависимостям, чем другие».
Фармакологическая терапия существует только в отношении трех психоактивных веществ из всего перечня раздела аддиктивных расстройств, отметил Юрий Сиволап: это алкоголь, никотин и опиум. При этом, по данным ВОЗ, именно табачная эпидемия представляет собой одну из наиболее серьезных угроз здоровью населения планеты. «Ежегодно от табакокурения умирает порядка 8 млн человек, — констатировал психиатр. — Вдыхание табачного дыма — важный фактор риска развития сердечно-сосудистых и респираторных болезней, а также ведущая причина рака легкого, вызывающая примерно 85% всех случаев этого заболевания».
В настоящее время в мире насчитывается около 1,3 млрд курильщиков — число, сопоставимое с населением Китая. «Никотин обладает крайне высоким аддиктивным потенциалом, в связи с чем распространенность курения в мире так высока, — отметил Юрий Сиволап. — И именно поэтому эффективность терапевтического лечения этой зависимости, если понимать под этим полный отказ от табакокурения, не абсолютна, и во многих случаях врачам удается добиться лишь смягчения симптомов. Так, от 75 до 80% пациентов с никотиновой зависимостью все равно возвращаются к табакокурению в течение первого года лечения».
Сегодня борьба с табакокурением сталкивается с новыми трудностями, сообщил врач. Несмотря на все принимаемые государством усилия, пандемия табачной зависимости продолжается. Одна из причин, по мнению эксперта, — большое количество людей, которые курят давно и имеют устойчивую зависимость от никотина.
«В России 33% населения курит, при этом две трети (67%) из них желают избавиться от этой вредной привычки, — отметил Юрий Сиволап. — Научное и медицинское сообщества понимают, что для помощи людям с сильной никотиновой зависимостью необходимы новые, более гибкие, риск-ориентированные меры регулирования, учитывающие самые последние научные данные».
При невозможности полного прекращения употребления психоактивных веществ пациентом целесообразно обратиться к концепции снижения вреда, заявил эксперт. В таких случаях фокус работы врача и пациента смещается на уменьшение вреда от их потребления, снижение тяжести зависимости, предупреждение и смягчение рецидивов, а также повышение качества жизни, отметил психиатр. А поскольку риски от употребления психоактивных веществ носят дозозависимый характер, постепенное уменьшение объемов потребления психоактивных веществ также становится одной из целей такой терапии.
«Никотин действительно вызывает серьезную зависимость, однако при этом не он становится главной причиной болезней, связанных с табакокурением, — напомнил Юрий Сиволап. — Основной вред в процессе табакокурения наносят именно продукты горения табака. Поэтому для снижения вреда здоровью взрослым пациентам с серьезной никотиновой зависимостью имеет смысл рассмотреть переход на бездымные никотинсодержащие альтернативы, например — на электронные системы нагревания табака».
Зависимость — такое же хроническое неинфекционное заболевание, как сахарный диабет или атеросклероз, которое необходимо лечить в течение всей жизни пациента, резюмировал врач. «Именно поэтому так важно помогать курящим с серьезной никотиновой аддикцией, а не стигматизировать их, — уверен Юрий Сиволап. — В том числе для этого необходимо предоставлять взрослым заядлым курильщикам доступ к достоверной, научно обоснованной информации о существовании возможных альтернатив для снижения вреда здоровью от табакокурения и других зависимостей, но при этом сделать все возможное, чтобы не допустить эту продукцию до несовершеннолетних».
Источник: medvestnik.ru